Функциональная асимметрия головного мозга и ее влияние на творческий процесс
Одна из наиболее существенных черт личности художника связана с его особой психической организацией. Здесь мы видим и высокую впечатлительность, и наблюдательность, и склонность к эмоционально-чувственному восприятию мира. Известно, что И.П. Павлов делил всех людей на
два типа: на «мыслителей» и «художников», в зависимости от преобладания у одних людей первой сигнальной системы (отвечающей за эмоциональную сферу) и второй сигнальной системы, связанной со словом.
Исследования, проведенные в 60-е гг. XX в. английским физиологом Робертом Сперри, показали, что подобные различия могут быть связаны с преимущественной работой либо правого полушария, либо левого. Канадский нейрофизиолог Уильям Пенфилд стимулировал у своих пациентов при помощи слабых электрических токов определенные зоны правого полушария, вызывая при этом у них яркие картины различных воспоминаний. Его пациенты могли отчетливо видеть себя в разных ситуациях далекого прошлого, слышать звуки духового оркестра или рождественского гимна, исполняемого в церкви. При этом они ощущали себя одновременно в двух ситуациях — и в своем детстве, и в операционной, где с ними проводились эксперименты. Как только стимуляция мозга током прекращалась, обрывался и поток воспоминаний.
Исследования Р. Сперри и У. Пенфилда, а в нашей стране В. Ротенберга и В. Аршавского показали, что левое полушарие отвечает за переработку вербальной информации, в которой линейные связи логически связаны друг с другом при помощи слова, цифры или какого-либо символа. Правое полушарие отвечает за восприятие и память бессловесных зрительных, цветовых и слуховых образов, за передвижения тела в пространстве. Оно отвечает также за работу интуитивного мышления, полет фантазии, создание острот и сновидений. В правом полушарии хранится и ранний доречевой детский опыт ребенка, не умеющего пока еще выражать себя в словах. Существуют веские доказательства, что именно правое полушарие является тем резервуаром, в котором хранится бессознательный опыт человека.
Левое полушарие дает однозначные ответы в определении и описании того, что творится вокруг нас. Благодаря этому люди могут понимать друг друга, называя черное черным и белое — белым. Но оно оказывается бессильным для восприятия мира во всех его противоречиях и красках. При поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов их артистические способности не страдают. При поражении правого полушария способность к поэтическому творчеству пропадает, несмотря на полную сохранность обыденного мышления и речи.
Правое полушарие способно давать многозначные ответы на решение проблемных ситуаций. Главное отличие в работе правого полушария от левого состоит в том, что первое отражает мир во всех существующих в нем взаимосвязях, что плохо поддается логическому конструированию. Как отмечает В. Ротенберг, «каким бы обширным словарным запасом мы ни располагали, наша речь, подчиненная законам логического мышления, будет отражать только отдельные связи между воспринимаемыми предметами и явлениями»1.
Правое полушарие может отражать действительность сразу в нескольких смысловых значениях, во всех существующих взаимосвязях. Учитывая эту особенность творческого мышления, в тестовых заданиях Торренса кирпич можно было использовать не только как строительный материал, но и как гирю, как противовес, как средство для чистки посуды, как средство для рисования на асфальте, как пепельницу. Можно произнести звук «А» так, чтобы он выражал либо вопрос, либо удивление, либо страх, либо радость, либо отказ от чего-либо. Все это может быть выражено и достигнуто только за счет работы правого полушария.
1 Ротенберг B.C. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. М., 1982.
В.И. Петрушин