Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром. 1, 2, 3, 4 и 7 классы. Подробнее...
СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром. 1, 2, 3, 4 и 7 классы. Подробнее...

Преобладание интровертной или экстравертной направленности оказывает влияние и на выбор характера творческой деятельности. Образно говоря, если сравнить творческий акт с растущим деревом, то корни дерева, лежащие в толще земли, мы можем ассоциировать с интровертным складом личности, а ветви и листья — с экстравертным. У интровертов творческий процесс кристаллизуется как бы внутри, у экстравертов — снаружи. Поэтому логично предположить, что интровертам более свойственна творческая деятельность, связанная с уединением, углублением в процесс познания жизни в свой внутренний мир, а экстравертам — та же деятельность, связанная с общением с социумом и с широкой публикой. Поэтому в случае с интровертами мы будем встречаться чаще с авторским творчеством — композиторами, поэтами, писателями и драматургами, а в случае с экстравертами — с исполнительским, музыкантами, певцами и актерами.
Исследования, проведенные А.Л. Гройсманом среди актеров и режиссеров при помощи стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ, по Л.Н. Собчик), подтверждают это предположение.

Согласно данным проведенного им исследования, актерам оказались свойственны такие личностные характеристики, как экстравертированность, коммуникабельность, взрывной темперамент и наличие черт индивидуальности. В эмоциональном фоне настроения актеров исследователь констатировал наличие высокой эмоциональной возбудимости, выраженную способность к эмпатии, заразительность и доверчивость к предлагаемым обстоятельствам. Истероидный тип личности, в которой СМИЛ фиксирует высокие значения третьей шкалы, оказывается весьма распространенным среди актеров. Черты этого типа проявляются в повышенной способности к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, потребностью в признании, склонностью постоянно быть в центре внимания и к показной игре на публике. Склонность к проигрыванию ролей составляет основу его поведения. «Данный личностный тип, — указывает А.Л. Гройсман, — в противоположность аутичному типу в режиссерской модели не обладает достаточно развитым внутренним миром и в своем поведении опирается скорее на внешние, чем на внутренние критерии и оценки. Переживания истероидной личности ориентированы скорее на внешнего наблюдателя и поэтому обладают скорее яркостью, чем глубиной».

Режиссерам оказались свойственны такие черты, как интровертированность, стремление к внутренней сосредоточенности, преобладание мыслительного типа высшей нервной деятельности и наличие выраженной индивидуальности. Они отличались от актеров большей глубиной мировоззрения и способностью к образному видению мира, более широким пространственным видением и чувством композиции.
Дальнейшие исследования выявили смешанный тип характера, в котором и актеры, и режиссеры обладают общими чертами.

В.И. Петрушин

Перейти наверх