Дорогие родители! Вы должны понимать, что музыка - только одна из областей, с которой желательно познакомиться вашему ребёнку. Музыка - лишь отражение реальной жизни, её впечатлений. Успехам в музыке, да и во всей жизни, предшествует счастливое детство на природе, игра со сверстниками, внимание родителей, сильные и чудесные впечатления от того, что всерьёз нравится вашему ребёнку.
Ребёнок должен развиваться гармонично. Отдавая ребёнка в музыкальную школу, не забывайте о танцах, иностранных языках. Но самое главное - давайте иногда ребёнку от всего этого передышку. Желание заниматься чем-то должно быть именно у ребёнка, не давите на него слишком сильно своими желаниями.
Если вы не музыканты, то следующие советы помогут вам не попасть впросак с музыкальными занятиями вашего ребёнка.
- Подготовьте вашего ребёнка к поступлению в музыкальную школу, давая ему слушать лет с 3-х, 4-х пение итальянских оперных и популярных певцов. Поверьте - итальянская вокальная школа лучшая в мире. Лучше, если это будет видео. В 3-4 года ваш ребёнок настолько восприимчив к любым впечатлениям - так пусть это будут впечатления от прекрасных голосов. Купите ребёнку детские музыкальные инструменты - бубны, барабаны, треугольники, деревянные ложки (они стоят недорого), может ещё блок-флейту. Поиграйте вместе с ним. Помните, что лучшие учителя и наставники для ребёнка - это его родители. Доверяет ребёнок безоговорочно только родителям, поэтому любые знания от родителей воспринимаются гораздо быстрее, чем от других людей.
- Во сколько лет отдавать ребёнка в музыкальную школу? Это всё очень индивидуально. Есть дети, которые уже в 3 года знают, чего хотят. Другие и в 8 лет не могут решить, нравится им что-либо или нет. Все развиваются по-разному. В этом нет ни плохого, ни хорошего. Просто все разные. Попробуйте нанять музыкального преподавателя, когда вашему ребёнку исполнится 4 года. (Заранее договоритесь с преподавателем, что он будет не учить ребёнка, а играть с ним). Пусть поиграет с ребёнком в разные музыкальные игры, расскажет музыкальные сказки. Лучше, если преподаватель будет приходить к вам домой. Тогда ребёнок будет раскрепощён и настроен на игру. Игра в этом возрасте - лучшее средство что-либо узнать (о нотах, ритмах, музыкальных метрах можно узнать, играя). Если преподаватель будет заниматься с вашим ребёнком хотя бы 2 раза в неделю, то через месяц точно будет понятно, нравится это вашему ребёнку или нет.( Может, ему просто преподаватель не нравится). Такие игры должны подготовить ребёнка не только к игре на инструменте, но и к другим предметам в музыкальной школе - хору, сольфеджио, ансамблю, слушанию музыки, музыкальной литературе.
С другой стороны - музыка - это не ноты, не ритмы, не метры, а настроения и образы. Поэтому, можно начать не с узнавания нот, пишущихся на линеечках и между ними, а с игры на музыкальном инструменте, ещё не зная нот. Тогда усилия будут приложены к красивому звучанию инструмента, к умению звуками выразить настроение. С этого лучше начать в том случае, когда вы видите, что ваш ребёнок действительно одарён чувствительной душой и любит музыку с самого раннего детства. - Не выбирайте за ребёнка инструмент, на котором вам бы хотелось, чтобы он играл (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, контрабас, домра, арфа, балалайка, баян, аккордеон, фортепиано, труба, саксофон, валторна). Лучше прийти в музыкальную школу и получить профессиональный совет. Ещё лучше - сходить на концерт в музыкальной школе, и ребёнок сам потянется к инструменту, на котором он захочет учиться играть. А может быть, ваш ребёнок уже знает свой инструмент, наслушавшись его по телевидению. Лучше развивать то, что уже есть в вашем ребёнке.
- Лучше было бы, чтобы кто-нибудь среди ваших знакомых музыкантов посоветовал вам, к какому преподавателю отправить вашего ребёнка. В случае, если таких знакомых нет, отдавайте ребёнка в руки старого преподавателя, который точно не отобьёт желание заниматься музыкой.
- Не покупайте инструмент самостоятельно. Вы не можете оценить его по достоинствам. У инструментов отечественных марок могут быть самые различные недостатки, которые помешают домашним музыкальным занятиям. Поэтому посоветуйтесь с преподавателями из музыкальной школы.
- В первый год занятий вашего ребёнка в музыкальной школе и ему, и вам понадобится много терпения. Придётся вам планировать день своего ребёнка и уделять в плане дня время для выполнения домашних заданий по музыкальным предметам. Игра на инструменте - согласно требованиям преподавателя - час или полтора в день; сольфеджио - знание правил по сольфеджио и пение (разучивание) номеров из учебника по сольфеджио, что тоже занимает определённое время (каждый номер для пения обычно ещё проигрывается на инструменте и записывается в тетрадь с обозначениями ступеней под каждой нотой). Вот правила по сольфеджио, доступные и не музыкантам.
- С первого по третий класс может быть также предмет "Слушание музыки", который с четвёртого класса переходит в более серьёзный вид - "Музыкальная литература", на которой главное - это разборы прослушанных произведений, которые помогают понять содержание прослушанной музыки.