Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром. 1, 2, 3, 4 и 7 классы. Подробнее...
СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром. 1, 2, 3, 4 и 7 классы. Подробнее...

Вторая причина высокой творческой продуктивности — стимуляция мозга на основе гипоманиакального психического расстройства (имеющего название циклотимии или циркулярного психоза), при котором настроение периодически сменяется с одного знака на другой, от глубокой депрессии до беспечной эйфории. Как правило, подъем творческого состояния и работоспособности связан с переходом от плохого настроения к хорошему, при котором жизнь кажется более яркой и интересной, а работоспособность, острота мысли, полет воображения и творческая активность не знают границ и пределов.
Среди тех, кто страдал от этого заболевания, мы находим таких выдающихся художников и политических деятелей, как Николай Гоголь и Роберт Шуман, Винсент Ван Гог и Теодор Рузвельт, Уинстон Черчилль и Эрнест Хемингуэй.
В третью группу выдающихся творческих личностей вошли те, у кого, по мнению биологов, присутствовали оба вышеуказанных фактора — гиперурикемия и циклотимия. Среди них — Гете и Шопенгауэр, Пушкин и Диккенс, Лютер и Дарвин. Гете говорил про себя, что его природа — колебаться между крайностями бурного веселья и болезненной меланхолии. «Способность изобретать, делать что-то, сам метод работы, так же как настроение, радость, грусть, энергия, слабость, инициатива, прострация — все сменяется регулярно-циркулярным образом».
Еще одним признаком таланта биологами была признана общая мощь мозга, которая оказалась связана с объемом мозга и высотой лба. В своей книге «Генетика гениальности» В.П. Эфроимсон приводит данные о том, что среди выдающихся личностей — и ученых, и художников, и полководцев — очень много таких, которые обладали большими и высокими лбами.
Природная одаренность для своего полноценного проявления должна попасть в благоприятную среду, которая связана с хорошими учителями, любящими родителями и материальным достатком. Без этих условий гениальность и талантливость могут остаться только в потенции и не развиться до уровня общественной значимости. Почти всем вышеназванным творческим гениям судьба предоставила такую возможность.
Различия в подходах к изучению жизни ученого и художника во многом зависят от особенностей деятельности их мозга, которые, в свою очередь, обусловлены функциональной асимметрией коры больших полушарий головного мозга.

В.И. Петрушин

Перейти наверх