Рейтинг@Mail.ru

Ваша речь - ключ к процветанию!
Аудио-курс для улучшения вашей речи, всего 10 минут в день! Подробнее...

Имеются предположения, что сам Фрейд был скрытым левшой, и у него самого правое полушарие было развито очень сильно, что помогло создателю психоанализа интуитивно проникать в бессознательные сферы психики. Так, известный американский психолог Эрик Эриксон, считающийся в своей стране после Фрейда психологом номер два в двадцатом столетии, отмечал удивительное «зрительное любопытство» Фрейда, которое позволяло ему
проникать в тайный смысл содержания снов его пациентов еще до выведения окончательных словесных формулировок.
Последние исследования в области функциональной ассиметрии мозга говорят о том, что и внутри сферы художественной деятельности художников можно разделять на правополушарных и левополушарных. Так, например, в коллективном исследовании Г.А. Голицына, О.Н. Даниловой, B.C. Каменского, В.М. Петрова было установлено, что среди композиторов в группу с левополушарным типом доминирования можно отнести Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Рамо, Стравинского и Хиндемита. А в группу с правополушарным типом доминирования — Берлиоза, Вагнера, Дебюсси, Малера, Скрябина, Чайковского и Шумана1.
Различия в творчестве этих композиторов заключаются в том, что для правополушарных типов по сравнению с левополушарными характерна более выраженная трагичность мироощущения, импровизационность и спонтанность творческого процесса, свобода формы и колористичность письма.
Исследование творчество художников дало следующие результаты по результатам распределения их по левополушарному или правополушарному типу.
К Л-типу были отнесены картины: Бруни, Гольбейна, Давида, Дейнеки, Дюрера, Кента, Клуэ, Малевича, Нисского, Перова, Петрова-Водкина, Пуссена, Энгра.
К П-типу были отнесены картины следующих художников: Ван-Гога, Врубеля, Делакруа, Коровина, Ларионова, Левитана, К. Моне, Мунка, Рембрандта, Ренуара, Сарьяна, Сурикова, Тернера.
1 См.: Голицын ГЛ., Данилова О.Н., Каменский B.C., Петров В.М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа) // Вопросы психологии. 1988. №5. С. 150.


При сравнении этих двух типов художников можно заметить, что для художников Л-типа более важна конструктивно-логическая идея картины, а для художников П-типа — непосредственное выражение чувства и эмоционального состояния.
Открытия современной психофизиологии говорят о том, что преимущественная активизация правого полушария действительно связана не только с высокими творческими возможностями, но и с депрессивным фоном настроения. Выражение «мрачный гений» биографы часто относят к характеристикам многих выдающихся философов, поэтов и композиторов, страдавших от приступов тяжелой меланхолии и глухой тоски. Художественное творчество являлось для многих из них спасительным средством, спасавшим от тяжелых переживаний. В момент творчества в работу неминуемо включается левое полушарие, которому свойственны оптимистические и эйфорические переживания. Это несколько сглаживает депрессивную работу правого полушария и делает восприятие жизни более гармоничным.
Самым ярким доказательством этому могут служить жизнеописания Гоголя и Зощенко, из которых видно, что для них творчество было тем единственным средством, которое на определенное время спасало их от мучительных эмоциональных переживаний.
С помощью психоанализа Зощенко удалось вылечить самого себя от глубокого невроза, в котором он пребывал долгие годы. Свой опыт излечения Зощенко мастерски описал в книге «Перед восходом солнца». Однако, по мнению писателя Корнея Чуковского, хорошо знавшего писателя до курса его самолечения и после, Зощенко после самолечения потерял ту чарующую искру таланта, которая была ранее в его рассказах. Они стали довольно обыденными и малоинтересными.
Видимо, не случайно, что, по свидетельству В. Иванова, многие мастера художественного слова, такие как Владимир Набоков, Анна Ахматова, немецкий поэт Рильке отрицательно и даже враждебно относились к психоанализу. Они отвергали все советы их друзей пройти курс модного лечения. Работа психоаналитика связана с активизацией у пациента левого, аналитического полушария. Эта активизация, связанная с переводом неясных образов и
смутных воспоминаний в точные и понятные слова, осознание через них внутреннего конфликта, положительно сказывается на самочувствии художника, но, вероятно, может в определенных случаях лишать его дара творчества. Предчувствуя это, многие художники поэтому предпочитают оставаться несчастными, но творцами, чем счастливыми, но с потерянным талантом.

Перейти наверх