Рейтинг@Mail.ru

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром. 1, 2, 3, 4 и 7 классы. Подробнее...

Темперамент и акцентуации 

Помимо интроверсии и экстраверсии, в современной психологии имеются и другие классификации и типологии личности, которые могут представлять интерес для психологии творчества. Наиболее известная классическая классификация темпераментов была дана древнегреческим врачом Гиппократом, который поделил людей на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Знание темпераментов дает представление о психологии индивидуальных вариантов развития творческой личности художника.

Холерик

Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно, поэзия им нравится романтическая и музыка примерно такая же — бурная, энергичная и порывистая.

Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы:

  • Людвиг Ван Бетховен;
  • Ференц Лист.

Холеристическим темпераментов обладали известные поэты:

  • Пушкин Александр Сергеевич;
  • Байрон.

Другие знаменитые люди с холерическим темпераментом:

  • Пётр I Алексеевич;
  • Суворов Александр Васильевич;
  • Менделеев Дмитрий Иванович;
  • Чапаев Василий Иванович;
  • Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь);
  • Дональд Трамп;
  • Билл Гейтс;
  • Фил Макгроу;
  • Опра Уинфри;
  • Владимир Владимирович Жириновский.

Сангвиники

Сангвиники веселы, жизнерадостны и общительны. Они — душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работа их утомляет и быстро надоедает. Их речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, им по нраву музыка живая, веселая и энергичная.

Такую мы в избытке найдем у композиторов:

  • Вольфганга Амадея Моцарта;
  • Джоаккино Россини;
  • Сергея Сергеевича Прокофьева;
  • Антонио Вивальди.

Из писателей к сангвиникам можно отнести:

  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Марка Твена;
  • Оноре де Бальзака;
  • Герцен Александр Иванович;
  • Франсуа Рабле;
  • Пьер Огюстен Карон де Бомарше.

Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:

  • Влидимир Ильич Ульянов (Ленин);
  • Мария Склодовская-Кюри;
  • Марк Аврелий Антонин
  • Франклин Рузвельт;
  • Рональд Рейган;
  • Билл Клинтон;
  • Лионель Месси;
  • Наполеон Бонапарт;
  • Луи Пастер;
  • Мэджик Джонсон.

Флегматики

Флегматиков характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не только в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они последовательны и обстоятельны в делах, их речь плавна и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рассудительны. Соответственно, им подходит музыка замедленных темпов и ровная по настроению — без драматических вспышек и неистовств.

Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:

  • Бородина Александра Порфирьевича;
  • Глазунова Илью Сергеевича;
  • Лядова Анатолия Константиновича.

Из известных писателей к флегматикам можно отнести:

  • Крылова Ивана Андреевича (баснописец);
  • Дельвига Антона Антоновича (поэт и друг Пушкина).

Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:

  • Михаил Илларионович Кутузов;
  • Александр Александрович Любищев;
  • Галилео Галилей;
  • Антони ван Левенгук;
  • Иммануил Кант;
  • Карл Эрнст фон Бэр;
  • Геннадий Андреевич Зюганов.

Меланхолики

Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Их речь тихая, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близкими друзьями. Но благодаря свой высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства.

Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:

  • Пётра Ильича Чайковского;
  • Фредерика Франсуа Шопена;
  • Юхана Юлиуса Христиана Сибелиуса.

Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:

  • Антона Павловича Чехова;
  • Сергея Александровича Есенина;
  • Николая Васильевича Гоголя;
  • Фёдора Михайловича Достоевского;
  • Игоря-Северянина (Игорь Васильевич Лотарёв);
  • Николая Степановича Гумилева;
  • Семёна Яковлевича Надсона;
  • Эдгар Аллан По.

Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:

  • Чарльз Роберт Дарвин;
  • Николай I Павлович;
  • Исаак Ньютон;
  • Рене Декарт;
  • Элвис Арон Пресли;
  • Майкл Джозеф Джексон;
  • Григорий Алексеевич Явлинский.

Интроверты и экстраверты

В классификации К. Юнга меланхолики и флегматики относятся к интровертам, сангвиники и холерики — к экстравертам. Для интроверта характерна направленность всех психических процессов на него самого. Его собственное Я становится центром его психической жизни, именно с его позиций он смотрит на окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его интересов является окружающая жизнь, и именно в ней он находит источники для своей активности.
Можно также говорить о некоторых корреляциях между интроверсией и правополушарным типом мозга, экстраверсией и левополушарным типом мозга.
Для иллюстрации темперамента меланхолика и темперамента холерика можно привести различие в практике концертных выступлений у Шопена, яркого представителя музыканта интровертированного плана, представителя слабого типа нервной системы, и Ференца Листа — музыканта ярко выраженного экстравертированного плана, обладателя сильной нервной системы.
В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. При этом каждый из них находил в другом недостающие в себе положительные качества.
По воспоминаниям современников, Шопен был очень впечатлительным, хрупким и ранимым человеком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не любил играть в больших концертных залах, при большом стечении публики, предпочитая выступать в небольших залах и музыкальных салонах богатых аристократов. «Большие залы парализуют меня», — признавался он в одном из своих писем другу.
Полной противоположностью Шопену была натура Листа. Этот великий исполнитель,композитор и дирижер любил выступать в больших залах, при большом стечении публики, причем чем больше слушателей присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся великий маэстро.
Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне, упрекал его в том, что
его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам», на что Лист скромно отвечал: «Грозы — моя специальность». Один из современников Листа так отзывался о его концерте: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения... покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах...».
Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он заметил Листу, что, чем так играть его произведения, лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой».
Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, какой тип темперамента лучше. Лист и Шопен были гениальными музыкантами, но каждый из них в силу своего темперамента был гениален по своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру. Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокровищниц то, что больше всего им подходит к их собственному темпераменту и мироощущению.
Любой художник-творец, хочет он того или нет, всегда через свое творчество передает окружающим свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы можем судить о его холерическом темпераменте, а по картинам Левитана — о его меланхолическом.

Перейти наверх